Размер шрифта
a
a
a
Цвет шрифта
c
c
c
Изображения
Черно белые
Показать
Скрыть
Интервал букв
Стандартный
Средний
Большой
Межстрочный интервал
Одинарный
Полуторный
Двойной
Выравнивание
По ширине
Отключить
Прослушать:
Для прослушивания выделите требуемый текст и нажмите Ctrl+Enter
Остановить чтение
Обычная версия сайта

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

1y

Школьный психолог
Храмова Светлана Леонидовна,
кабинет № 222-А

ГРАФИК РАБОТЫ
Дни недели: понедельник - пятница
Время работы: с 8.00 до 17.00
Время приёма: с 15.00-17.00
Перерыв на обед 13.00-13.30 


Психологическая служба школы всегда готова оказать квалифицированную помощь и профессиональные советы по любому интересующему Вас вопросу. Предлагаем Вашему вниманию подборку актуальных материалов о компьютерной зависимости среди подростков, а также другие полезные рекомендации которые подготовила для Вас школьный специалист – педагог-психолог Храмова С.Л.:

Используемая литература: У. Дмитриева «Увлечение или диагноз» М. журнал “Школьный психолог” № 1-2 2009 г. с 10-12


“СЕМЬЯ И ШКОЛА”

В семейном кругу мы с вами растём,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты вошёл из семьи!

В настоящее время невозможно представить обучение, воспитание и развитие ребенка без тесного сотрудничества семьи и школы. В преддверии правовой декады самое время вспомнить про это сотрудничество. Совсем недавно, сначала на общегородском, а потом на школьном родительском собрании «Здоровье и безопасность детей – общее дело»,  педагоги, вместе с родителями, обсуждали актуальные вопросы воспитания, обучения и развития детей и подростков.

В осенние каникулы на методическом объединении классные руководители отрабатывали новые активные методы работы с родителями, ориентированные на формирование у семьи жизнеутверждающих позитивных установок. Особое внимание было уделено вопросам правовой грамотности. Всем нам хорошо известна фраза «Не знание законов, не освобождает от ответственности», чтобы проверить насколько хорошо мы знаем законы, касающиеся семьи, воспитания, ответственности родителей за детей, было принято решение разработать квест по правовой грамотности и, в ходе правовой декады, апробировать его на педагогах и детях. Стоит отметить, что во многих правовых вопросах  ученики, особенно старшеклассники, разбираются порой лучше взрослых. Доказательство тому – результат работы школы юного законотворца. В осенние каникулы, ребята из профильной смены ШЮЗ, организованной на базе нашей школы. защищали проекты, основанные на правовой грамотности, многие из которых были связаны с семьей, посмотрели на проблемы, не имеющие однозначного решения,  с точки зрения закона. Особое внимание было уделено правам и обязанностям детей в семье. Финалом профильной смены стала поездка  школьников в г Владимир в Законодательное собрание области.

Сотрудничество семьи и школы также предполагает посещение семей. В ходе операции «Семья» классные руководители посетили своих учеников, общались с родителями и детьми у них дома. Такие встречи педагогам часто дают возможность увидеть ресурсные возможности семьи, а родителям возможность получить консультацию.

Хотим напомнить, что в школе работают педагог-психолог и социальный педагог.  Консультацию, помощь, необходимую диагностику родители и дети могут получить не только в ходе операции «Семья», но и в любой учебный день, а на правовой декаде в школе планируется много интересных мероприятий: практические занятия, тематические классные часы, встречи с представителями правоохранительных органов, беседы, диспуты, дискуссии по правовым вопросам.


ПАМЯТКА “ПРОФИЛАКТИКА КРИЗИСНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ”
(скачать памятку)

12Дорожи своею жизнью

1.Дорожи своею жизнью


ПОЗИТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА  УПОТРЕБЛЕНИЯ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ ПАВ

Скачать памятку >>>


“ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ”, ИЛИ 5 ФАКТОВ ДЕТСКОЙ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Он ни минуты не может усидеть на месте, беспокоен и неловок. У него будто особый дар – вносить хаос во все, с чем он соприкасается. В школе без конца жалуются на срывы уроков и неумение следовать правилам дисциплины. И как будто никто кроме вас не замечает, что по натуре он добрый, отзывчивый ребенок. В чем же беда?

Современные родители все чаще сталкиваются с подобным поведением детей. А учителя, психологи и медики в таких случаях говорят о синдроме детской гиперактивности. Гиперактивному ребенку тяжело сосредоточиться на одном деле дольше 5-10 минут. Такие детишки бывают довольно импульсивными – не дослушав вопрос до конца, перебивают вас, не могут завершить ни одно дело, действуют не думая, забывают о ваших просьбах.

В данном случае речь идет о незрелости лобных долей головного мозга, которые отвечают за планомерность действий и контроль поведения. Именно поэтому дисциплинарные меры в виде наказаний, замечаний и окриков с такими детьми, как правило, не работают. А порой даже усугубляют ситуацию. О таких вечных нарушителях правил воспитатели обычно говорят: «Да ему как об стенку горох!».

Почему возникает детская гиперактивность? Причин много: это и экология, и наследственная предрасположеннось, и тяжелое течение беременности, и преждевременные роды, а также травмы во время них. Даже дети, появившиеся в результате кесарева сечения, входят в группу риска. Из года в год таких малышей становится все больше и больше.

Так что же делать, если вы столкнулись с феноменом детской гиперактивности? Прежде всего не унывать. Острота проявления этого синдрома сглаживается с возрастом, и уже к 12 годам гиперактивного ребенка бывает не отличить от любого другого. А пока заветный возраст еще не наступил, надо заручиться поддержкой детского психолога, невролога и дефектолога.

С помощью специальных техник профессиональный психолог в сотрудничестве с дефектологом помогут снизить степень проявления синдрома. А врач-невролог порекомендует легкий курс поддерживающей терапии, который будет стимулировать регуляцию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Родители тоже могут оказать важную поддержку малышу. Для этого нужно придерживаться определенной стратегии поведения в общении с ребенком.

Замечайте его успехи!

Ребенку, как правило, делают массу замечаний. От это страдает его самооценка, малыш перестает верить в свои силы. Поэтому важно замечать его достижения, даже самые незначительные. Не бойтесь избаловать похвалой и, главное, будьте искренни. Портит не искренняя похвала, а лесть.

Соблюдайте режим дня

У гиперактивных детишек сложности с организацией своей деятельности. Четкая, последовательная структура дня поможет малышу научиться планировать свои действия, снизит тревожность. А правильное распределение нагрузки в течение дня предотвратит перевозбуждение. Важны спокойные прогулки и достаточный по продолжительности сон. Ложиться спать лучше в строго определенное время. Постарайтесь огородить ребенка от занятий на компьютере и длительного просмотра телевизора.

Давайте короткие инструкции

Выработайте у себя привычку оформлять свои просьбы в короткие предложения (не больше 10 слов), чтобы ребенок успевал дослушать вас. Не давайте несколько заданий сразу, даже если это относится к логически связанным вещам («Помой руки и приходи ужинать»). Попросите сначала вымыть руки, а уже когда он это сделает, зовите к столу.

Найдите альтернативу слову «нет»

Лучше избегать резких запретов, начинающихся словами «нет», «нельзя». Попробуйте предоставить возможность выбора, переключить его на другую деятельность. Например, «Мне неприятно смотреть на разрисованные обои, но если хочешь мы можем прикрепить к стене большой лист бумаги и порисовать на нем вместе». Как и с любым ребенком, запретов не должно быть слишком много.

Стремитесь к теплым, спокойным отношениям

Если вы выполняете задание вместе с ребенком, постарайтесь избегать как окриков и приказаний, так и восторженных интонаций. Иначе поток эмоций захлестнет его и станет препятствием для успешного выполнения действий.

Соблюдение этих простых правил поможет вам и вашему ребенку внести в свою жизнь чуть больше спокойствия, понимания и успеха!


КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ

Основной задачей родителей при подготовке ребенка к школе является грамотное формирование у него желания учиться. Очень важно позаботиться о положительном восприятии всего, что связано со школой. Важным моментом любого воспитания служит личный пример родителей. Поэтому, родители не должны показывать собственное негативное отношение к школе. Ребенку необходима установка на положительное отношение к учебе и учителям.
Неправильный настрой ребенка перед школой может стать причиной для мыслей, что школа это каторга. Трагизм в словах «Как же ты будешь учиться?» и разговоры, что в школе трудно, сложно – только пугает ребенка.
Первый учебный день должен стать праздником для ребенка. Пусть ребенок участвует в покупке портфеля и письменных принадлежностей. Эти покупки должны вызывать положительные эмоции.
Дома можно устроить игру в школу, при этом роли учителя и ученика следует чередовать. Дайте ребенку почувствовать себя  в роли ученика, а также в роли учителя. При добавлении некоторого оттенка серьезности эта игра адаптирует к школе.
Но следует соблюдать во всем золотую середину. Расхваливать и восторгаться школой все-таки не стоит. Потому что рано или поздно ваш ребенок может столкнуться с проблемами как в учебе, так и в общении со сверстниками. Лучше всего объяснить ребенку, что в школе многое интересно, но иногда встречаются определенные сложности, необходимо трудиться для получения знаний.


ВЗРОСЛЕЮЩИЕ РОМАНТИКИ

Беспорядок в ком­нате, все свалено как попало, вещи ломаются «сами по себе», все валится из рук, и действия ребенка на­поминают иллюстрацию к поговорке «слон в посудной лавке». Знакомая ситуация? Почему нарушился контроль за движениями? Подростку еще незнакомо новое соотношение роста мышц и мышечной силы, и мы становимся свидетеля­ми временных нарушений координации. В принципе, к неряшливости также приводит перестройка тонкой моторики. Ухудшение почерка — внешнее проявление этого изменения в организме.
Такой же результат мы получаем и от известной под­ростковой импульсивности: порой подростки сначала делают, а потом думают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.
Взрослые часто переживают, что повторять что-либо подростку приходится чуть ли не десять раз. А причи­ной этого является не «вредность» растущего челове­ка, а замедленная реакция на обращения.
Любимые словечки, молодежный сленг, так выводя­щий нас из себя, естественным образом вытекает из особенностей развития речевой сферы в этот период, что приводит к стереотипам в речи и «глагольной речи» у мальчиков: «Я его хрясь! А он бежать!».
У подростков нарастает способность к абстрактному мышлению и эмоциональные переживания приобрета­ют большую устойчивость. Как следствие, развивается воображение, склонность к мечтательности, что влечет за собой появление всяческих «баек», подросткового фольклора, потребности вербально реализовать фан­тазию.
Мечтательность 14-15-летних, стрем­ление к неизвестному и рискованному общеизвестны. Их мир наполняется идеальными конструкциями, ги­потезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Фантазии становятся основой экспериментального опробования собственных потенциальных возможно­стей.
Чаще всего подростковая напряженность выражает­ся в раздраженно-капризном поведении. Оно вызвано, главным образом, тем, что, открыв свое «Я», подростки еще не знают, что с ним делать.


ПРОБА СИЛ

Каждый подросток переживает периоды циничного и прагматичного отношения к окружающим. Они уверены в том, что все знают, в жизни разбираются лучше «предков», признают только свою точку зрения.
Следует иметь в виду, что подросткам свойственно «срисовывать» основную линию поведения у авторитет­ного, с его точки зрения, человека. Им может стать тот, кто чем-либо поразил его воображение, разбудил фан­тазию: значимый человек, герой художественного про­изведения, фильма и пр. Причем поскольку подросткам свойственно проявлять некритичность к подлинному объему собственных знаний и умений, они способны идентифицировать себя с «идеалом» до такой степени, что делают его культурные установки (к сожалению, не всегда позитивные!) своими.
Причем мечты и фантазии подростка, которые взрослые принимают за «наглую ложь», помогают им защитить «Я», являются маской, за которой они пря­чутся от действительности. Ведь на вопрос «легко ли быть молодым?» уже давно найден однозначный ответ… Можно ли чувствовать себя легко, проявляя обеспокоенность любыми отклонениями от идеала, навязанного СМИ?!
И неумение обращаться с «Я», и романтическая на­правленность, и подростковый цинизм представляют определенную опасность, так как порождают готовность на все в жизни. Конечно, при этом большую роль играет и желание попробовать новые «острые» ощущения, не отстать от компании сверстников, более раскованно себя чувствовать. Они делают различные попытки доказать друг другу и самому себе свою взрослость, совершая, например, экстремальные поступки, представляющие опасность для них самих или для общества.
Впрочем, подростки, как и все другие представители человечества, вправе отстаивать собственную линию поведения, взгляды, пытаться расширить свои права
и претендовать на уважение к собственной личности и человеческому достоинству, на доверие и расширение самостоятельности (другой вопрос — в какой форме осуществляются эти попытки?).
Отсутствие же адекватной доли уважения, доверия, такта со стороны взрослых и непризнание ими их прав на определенную самостоятельность естественным образом приводит к тому, что подрастающее поко­ление становится более раскованным, уверенным в себе по отношению к взрослым, а нередко и пренеб­режительно-снисходительным, делая попытки отчуж­дения.


С ПОЗИЦИИ ДРУГА

Мир взрослых, вроде бы внешне становясь более доступным, все же дистанцируется от подростков. Родители оправдывают это постоянной занято­стью, чувствуя себя неуверенно в общении с взросле­ющими детьми из-за отсутствия сегодня четких мо­ральных установок и нравственных требований. «Что такое хорошо и что такое плохо?» стало для совре­менных родителей вопросом посложнее знаменито­го «Что делать?».
Какой же стиль поведения выбрать взрослым? Кнут или пряник? Воспитывать и относиться к растущему человеку так, как удобно нам, или так, как хочет он? А может, компромисс?
Все эти вопросы стары как мир. И каждое поколение по-своему отвечает на них. Почему они возникают, вро­де понятно. Сплошь и рядом мы наблюдаем ситуации: если взрослому нужно послушание 13-15-летнего че­ловека, в большинстве случаев он выбирает позицию «Ты — ЕЩЕ ребенок». Если же нужна его ответствен­ность, то предпочитает диаметрально противополож­ную позицию: «Ты — УЖЕ взрослый».
Для сохранения психического и физического здо­ровья подростка взрослым рекомендуется придержи­ваться позиции друга и принципа команды. Не ограни­чивать инициативу подростка, не глушить проявления его «Я», а содействовать становлению, то есть совершать вместе с ним реальные совместные действия.
Как? Может, стоит, не дожидаясь, когда подросток устанет ждать от нас понимания и начнет избегать контакта, перестроить собственное отношение к нему?
Итак, адекватное отношение окружающих к процес­су взросления и, в первую очередь, понимание ситу­ации взрослыми непосредственным образом влияет на физическое и психическое благополучие подро­стка. Поэтому, на наш взгляд, стоит прислушаться к совету П.Д. Юркевича — совету почти 200-летней давности, но до сих пор актуальному в отношении об­щения с подростком:
По материалам: Е. Александрова «Скорая помощь для подростка» (http://psy. september.ru)

Детско-родительский контакт возможен

Каждый ребенок воспитывается в семье, и в каждой семье свои правила, требования, устои, традиции. Разным бывает и стиль воспитания. Безусловно, дети растут, взрослеют, и детско-родительские отношения видоизменяются, ведь то, что подходит в общении с малышом, будет выглядеть смешно и нелепо в отношениях с подростком. Однако и дети, и родители в любом возрасте очень нужны друг другу,  а детско-родительский контакт сохраняется, если в семье реализовываются взаимные ожидания.
Ожидания могут быть разными, но, практически родители всех школьников очень хотят чтобы:

  • дети были здоровы
  • вредные привычки обошли их стороной;
  • чтобы дети комфортно чувствовали себя в коллективе;
  • умели за себя постоять;
  • ответственно относились к учебе;
  • чувствовали родителей;
  • все проблемы решали в своей семье.

В свою очередь дети, в любом возрасте  очень ждут, чтобы родители:

  • понимали и принимали их такими, какие они есть
  • наказывая, не унижали и не оскорбляли
  • не забывали хвалить за успехи
  • поддерживали в трудную минуту
  • считались с их интересами
  • видели в своих детях самостоятельные личности
  • верили в них

А еще очень важно, чтобы и дети, и родители друг друга искренне и безусловно любили.


СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

– Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

– Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”.

– Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

– Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

– Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

– Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

– Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

– Помогите детям распределить темы подготовки по дням.- Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

– Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

–  Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

–  Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

–  Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.


СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ: КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ

 Подготовка к экзамену

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – “сова” или “жаворонок”, и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: “немного позанимаюсь”, а какие именно разделы и темы.

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно “раскачаться”, можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. · Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий. · Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание). Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, “боевого” настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до “своих” заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания “по первым словам” и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки. · Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном – двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее). · Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям (“первый круг”). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (“второй круг”).

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки. Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность. Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.